Основные понятия

IP-телефония — это общий термин, обозначающий передачу голоса и факса, а также связанные с этим сервисы, частично или полностью через пакетные сети на основе протокола IP (Internet Protocol — протокол межсетевого взаимодействия).

Термин IP-телефония эквивалентен термину VoIP (Voice over IP). Internet-телефония — более узкое понятие, когда в роли транспортной среды выступает сеть Internet.

В технологии компьютерной телефонии существует несколько понятий. Их объединяет общее определение, как передача голоса в пакетном режиме, но, тем не менее, их принято разделять на два направления:

  • CTI (computer telephony integration) — технология, в которой интеллектуальные компьютерные ресурсы (аппаратура и программное обеспечение) применяются для осуществления исходящих и приема входящих звонков и для управления телефонным соединением».
    В это определение входят, как и непосредственно программно-аппаратное обеспечение «чистой» компьютерной телефонии, так и IP-АТС таких известных производителей, как 3COM, Cisco и др.
  • VoIP (Voice over IP) — технология передачи обычного коммутируемого голосового трафика поверх сети на основе протоколов TCP/IP. Эта сеть не обязательно должна быть связанной с Internet. Почти все современные корпоративные сети поддерживают протоколы TCP/IP, используя Ethernet или Fast Ethernet в локальных сетях, или услуги Frame Relay и ATM — в глобальных сетях.

Как видно, понятие IP-телефонии входит в это определение, но можно дать и более подробное описание:

  • IP-телефония — это самостоятельная услуга по передаче голоса, представляющая собой более дешевую альтернативу традиционной телефонии; или
  • IP-телефония — наиболее простая для реализации услуга из пакета услуг, включая передачу данных и видео по протоколу IP. Более того, передача голоса — не самая значительная составляющая этого пакета. IP-телефония способствовать повсеместному распространению электронной торговли, и добавлять в интерактивные сетевые игры или chat элемент живого общения.

Особенности использования LAN телефонии

Компьютерная телефония – это технология, осуществляющая слияние двух направлений: телефонного и компьютерного. CTI позволяет использовать все преимущества компьютеризации (совершенные стандарты, гибкость, совместимость, удобный и привычный интерфейс и т. д.) для управления телефонными соединениями. CTI – это предоставление в качестве терминала для общения с компьютером обычного телефонного аппарата.

Если телефон для предприятия — один из главных корпоративных инструментов, а его сотрудникам приходится много общаться с клиентами, имеет смысл интегрировать телефонную систему с сетью передачи данных. Путь к этому открывает одно из направлений CTI– LAN-телефония, которая позволяет использовать сеть передачи данных для передачи голосового трафика, а также для управления входящими и исходящими звонками и передачи информации о звонках в компьютерные приложения.

У стандартных учрежденческих АТС (private branch exchange, PBX) возможностей компьютерной телефонии, как правило, недостаточно. Системы PBX выполняют функции по управлению звонками, учету и соблюдению приоритетов, а системы LAN PBX распространяют эти функции на включенные в локальную сеть ПК и позволяют связывать телефонные системы с компьютерными программами.
LAN PBX дешевле стандартных телефонных систем, и предлагают уникальные функции и гибкость, создавая основу для новых возможностей и приложений. Перемещение, добавление и изменение внутренних номеров в LAN PBX проще и дешевле, чем в традиционных PBX, к тому же в большинстве случаев ими могут управлять те же самые администраторы локальной сети.

Сегодня компьютерная телефония предоставляет целый спектр новых услуг. Обладая гибкостью и масштабируемостью, КТ-системы решают широкий круг задач, как для крупных корпораций, так и для небольших фирм и даже частных лиц. CTI-технологии обеспечивают следующее:

  • Голосовая почта
  • Унифицированный обмен сообщениями
  • Факсимильные системы
  • Электронный секретарь
  • Справочно-информационные системы
  • Системы оповещения
  • Call-центры
  • Банковские системы (телебанкинг)
  • Системы записи переговоров

Главное достоинство CTI – так называемая открытость систем, т. е. вся компьютерная телефония основана на четкой системе стандартов и, следовательно, системы CTI легко модифицируются и расширяются. При этом достигается максимальная совместимость систем и их компонентов. Данные преимущества оказались настолько очевидными, что не могли не сказаться на быстром развитии и широком применении систем CTI.

Основные принципы работы IP-телефонии

IP-телефония объединяет телефонные сети и сети передачи данных, существовавшие в течение десятилетий независимо друг от друга в единую коммуникационную сеть, которая предлагает мощное и экономичное средство связи.

Решения IP-телефонии комбинируют голос и данные в одной сети и предлагают дешевые международные и междугородные звонки и целый набор коммуникационных услуг любому пользователю.

IP-сети обладают целым рядом особенностей, которые значительно расширяют услуги телефонии:

  • IP-сети устраняют физические границы, связанные с телефонией и ее особенностями. При сохранении всего спектра традиционных телефонных услуг появляются существенно новые возможности, характерные для сетевых сервисов ЛВС.
  • IP-сети не зависят от транспортной среды, которую пользователи выбирают самостоятельно в зависимости от ее местонахождения и стоимости. IP можно передавать по ATM, Ethernet, Frame Relay, ISDN и даже по аналоговым линиям. Важнейшим вопросом является правильный выбор подключения, основанный на требованиях используемых приложений к полосе пропускания.
  • IP-сети основаны на ряде универсальных глобальных стандартов. Благодаря этим стандартам стало возможным сопряжение оборудования различных фирм-изготовителей. В результате конкуренция производителей и провайдеров сетевых служб привела к снижению цен и расширению спектра услуг для конечного пользователя.
  • Высокая надежность связи обусловленная высоким уровнем надежности и качества передачи информации по сетям LAN/WAN.
  • Решения IP-телефонии существенно меньше, чем УАТС, зависят от физических ограничений оборудования — нет жесткого ограничения на количество одновременных соединений. Можно относительно легко нарастить систему до нескольких тысяч абонентов, устанавливая дополнительные телефоны и порты коммутаторов локальных сетей.

Общий принцип действия телефонных серверов IP-телефонии таков: с одной стороны, сервер связан с телефонными линиями и может соединиться с любым телефоном мира. С другой стороны, сервер связан с Интернетом и может связаться с любым компьютером в мире. Сервер принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его (если он исходно не цифровой), значительно сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через Интернет по назначению с использованием протокола Интернет (TCP/IP).

Для пакетов, приходящих из Сети на телефонный сервер и уходящих в телефонную линию, операция происходит в обратном порядке. Обе составляющие операции (вход сигнала в телефонную сеть и его выход из телефонной сети) происходят практически одновременно, что позволяет обеспечить полнодуплексный разговор. На основе этих базовых операций можно построить много различных конфигураций. Допустим, звонок телефон-компьютер или компьютер-телефон может обеспечивать один телефонный сервер. Для организации связи телефон(факс)-телефон(факс) нужно два сервера.

Для того, чтобы осуществить междугородную (международную) связь с помощью телефонных серверов, организация или оператор услуги должны иметь по серверу в тех местах, куда и откуда планируются звонки. Стоимость такой связи на порядок меньше стоимости телефонного звонка по обычным телефонным линиям. Особенно велика эта разница для международных переговоров.

Любая система IP-телефонии собрана из основных элементов как из кубиков конструктора. Существуют четыре сорта таких элементов, которые взаимодействуют между собой вполне определенным образом.

Самую нижнюю ступень занимает аппаратура, с которой непосредственно взаимодействует человек. Интеллектуальные клиентские места с поддержкой протокола IP: цифровые IP телефоны, персональные компьютеры со специализированным программным обеспечением для решения различных бизнес-задач, программные эмуляторы телефонов, видеоклиенты и так далее. Они преобразуют голосовую, ауди и видео информацию в цифровую форму и наоборот, преобразуют цифровой сигнал в вид, удобный для человеческого восприятия.

Следующий слой занимают устройства, формирующие интеллектуальную сетевую инфраструктуру на базе протокола IP. Этот слой включает маршрутизаторы, коммутаторы, шлюзы и другое сетевое оборудование. IP инфраструктура является основой для дальнейшего внедрения пользовательских приложений и должна обеспечивать поддержку таких жизненно важных для сети сервисов, как безопасность, сетевое управление и механизмов гарантии качества сервиса (QoS, — Quality of Service).

Следующие два слоя как раз и делают IP-телефонию услугой для обычного человека, которому не обязательно знать как устроена вся эта техника.

Слой обработки вызовов образуют служебные серверные приложения, в том числе серверы, обеспечивающие управление корпоративной системой IP телефонии, корпоративную систему директорий, видео серверы и т. д.

И, наконец, самый важный для клиента слой, слой приложений, состоит из современных пользовательских приложений, возникших благодаря развитию интегрированных систем с поддержкой голоса, видео и данных, — например, систем унифицированной обработки сообщений (Unified Messaging) или интеллектуальные центры обработки вызовов. Внедрение подобных приложений позволяет обеспечить дополнительные возможности для пользователей или абонентов корпоративной телекоммуникационной сети, повысить удобство и эффективность использования системы.

Для создания комплексного и завершенного решения для IP-телефонии кроме IP-инфраструктуры потребуется три типа компонентов. Имеются в виду настольные телефоны, ПО менеджера телефонных вызовов и необязательный компонент — шлюз IP/ТФОП.

Что такое IP- телефон?

Основным клиентским устройством в системах IP-телефонии является настольный IP-телефон, который существует в виде двух разных устройств: IP Ethernet-телефон, подключаемый прямо к порту коммутатора и телефонная трубка/телефон-наушники, подключаемая непосредственно к персональному компьютеру. IP Ethernet-телефон — это новое устройство, которое похоже на обычный телефон, подключаемый к УАТС, но, в отличие от него, подсоединяется к Ethernet-порту коммутатора. IP-телефон обеспечивает качество звука, сравнимое с обычным телефоном, а также имеет программируемый ускоренный набор номера и другие расширенные функции. Он может работать, как обычное IP-устройство, и иметь собственный IP-адрес.

Поскольку IP-телефон полностью совместим со стандартами SIP, H.323, IAX с помощью которых можно связаться с любым другим H.323-совместимым устройством или ПО Softphone. Ниже приведены некоторые типичные характеристики обычного IP-телефона:

  • 10/100 BaseT Ethernet;
  • Программируемые кнопки для функций, ускоренного набора номера и индикатор состояния линий;
  • IP-адрес и передача сигнализации (по TCP/IP);
  • Встроенная аудиокомпрессия;
  • Назначение IP-адреса и конфигурация через сеть или с клавиатуры;
  • Администрирование или настройка функциональных кнопок через Web-браузер;
  • Возможно встроенное шифрование голосового трафика для защиты от прослушивания;
  • Взаимодействие ПК и ПО Softphone;
  • Встроенный порт сетевого концентратора для каскадного подключения устройств Ethernet — телефонов и ПК;
  • Разнообразные модели: спикерфон, дисплей, многокнопочные аппараты

Кроме того, существует чисто программная версия телефона для ПК. ПО виртуального телефона может быть установлено на ПК или мобильный компьютер, оснащенный звуковой картой и микрофоном. Вызывающая сторона может устанавливать сессии ПОSoftphone.

Что такое голосовой шлюз (шлюз IP/ТФОП)?

Шлюз позволяет системам IP-телефонии связываться с ТФОП или УАТС. Другими словами, шлюз переводит голос из среды пакетной IP-коммутации в среду коммутируемых телефонных цепей (ТФОП). Имеется два типа шлюзов — цифровой и аналоговый.

Цифровой шлюз поддерживает интерфейс ISDN PRI (primary rate interface) на скорости канала E1. Каждый интерфейсный модуль поддерживает до 30 каналов с подавлением эхоподавлением на линии и функцией «tone plant voice adaptation» — адаптации голоса для его передачи из пакетных сетей в сеть обычной телефонии. Цифровой шлюз доступа принимает и пересылает телефонные вызовы и факсы в обычную телефонную сеть абсолютно прозрачно для пользователя.

Аналоговый шлюз позволяет подключать сеть к ТФОП (или УАТС) по традиционным телефонным линиям. В качестве альтернативы можно подключить обычные аналоговые телефоны и факсимильные аппараты к шлюзу. Шлюз имеет стандартные разъемы для подключения устройств аналоговой телефонии или для подключения к сети Ethernet.

Наличие шлюзов в системе IP-телефонии чрезвычайно важно для постепенного ее внедрения, что позволяет большую гибкость при создании системы современной корпоративной телефонной связи.

Что такое голосовой шлюз IP- шлюз?

Одними из ключевых элементов при построении систем IP-телефонии являются устройства, находящиеся на стыке телефонных сетей и сетей передачи данных – шлюзы Voice/IP. Основное назначение такого шлюза – установление голосового соединения по сетям пакетной передачи данных. «Голос» кодируется, сжимается, упаковывается в пакеты на приёмном шлюзе, передаётся по IP-сети до конечного шлюза, там распаковывается, декомпрессируется, декодируется и передаётся удалённому абоненту.

Шлюз позволяет системам IP-телефонии связываться с ТФОП или УАТС (узловые АТС). Другими словами, шлюз переводит голос из среды пакетной IP-коммутации в среду коммутируемых телефонных цепей(ТФОП).

Цифровой шлюз поддерживает интерфейс ISDN PRI (primary rate interface). Цифровой шлюз доступа принимает и пересылает телефонные вызовы и факсы в обычную телефонную сеть. К нему можно подключить обычные аналоговые телефоны и факсимильные аппараты. Шлюз имеет стандартные разъемы для подключения устройств аналоговой телефонии и для подключения к сети Ethernet.

Относительно невысокая стоимость шлюзов позволяет постепенно расширять круг пользователей услуг IP-телефонии при создании системы современной корпоративной телефонной связи.


Наверх