Обзор «Сетевого» «Сетевой Online»

Компьютеризация затронула традиционную телефонную связь, и сопряжение традиционных учрежденческих АТС (PBX), имеющих выход в городскую, междугородную и международную телефонную сеть, с персональным компьютером существенно меняет лицо современной телефонии. Однако, по-прежнему в большинстве современных офисов для телефонной и компьютерной сетей используются раздельные проводки, что не всегда удобно и, кроме того, затрудняет доступ к телефонной связи при работе с различными приложениями. Поэтому появились различные системы, допускающие совместное функционирование телефонной и компьютерной сетей на одной проводке — телефонной или компьютерной.

Под LAN-телефонией понимают такую организацию телефонной связи, при которой в здании, имеющем локальную вычислительную сеть, остается (помимо силовой) лишь одна сигнальная проводка — либо компьютерно-сетевая (например, Ethernet), либо телефонная. В этом случае и компьютеры, и телефонные аппараты подключаются к одинаковым розеткам.

Для организации телефонной связи в этих условиях используют альтернативные PBX (называемые также псевдо-УАТС или un-PBX) — это АТС, основанные на персональных компьютерах (ПК). Те un-PBX, которые используют одну и ту же сигнальную проводку для передачи телефонных сигналов и данных, можно отнести к категории PBX для LAN-телефонии.

Системы данного класса принято делить на следующие три основные категории:

  • Распределенные LAN-PBX. Эти системы состоят из нескольких элементов: телефонных серверов, шлюзов и телефонных коммутаторов.
  • Интегрированные коммуникационные системы (all-in-one-box) — специализированные устройства со встроенной ОС и прикладным ПО.
  • PBX с IP-шлюзом — традиционные PBX, в которых для организации связи по IP установлены платы IP-шлюзов.

К LAN-телефонии компании шли разными путями. Те, что занимались поставкой оборудования для компьютерных сетей, предложили так называемые распределенные решения, не предусматривающие наличия в офисе PBX в обычном понимании (Cisco и др.). Компании, специализирующиеся на выпуске традиционных PBX, начали оснащать их IP-шлюзами — платами, вставляемыми в те PBX, которые уже выпускаются и находятся в эксплуатации (решения Avaya, Ericsson, Siemens, Alcatel, Samsung и др.). Эти же компании начали предлагать интегрированные коммуникационные системы.
Все указанные системы основаны на общей сигнальной проводке и имеют централизованный интеллект, сосредоточенный в ядре системы — сервере или процессоре PBX.

Распределенные системы

В системах LAN-телефонии с распределенной коммутацией коммутационный процесс осуществляется в локальной сети. Все такие системы содержат коммутаторы, IP-телефоны, шлюзы, в них пакеты с голосом не обязательно идут через центральное ядро; пакеты получают от интеллектуального ядра авторизацию и маршрут и направляются в телефон или шлюз. В таких системах реализуется принцип распределенной коммутации — она осуществляется не на коммутационном поле, а в самой сети. При этом серверы обслуживания телефонных вызовов подключаются к LAN и используются для установления и разъединения традиционных телефонных соединений, а также для выполнения дополнительных функций, например функции голосовой почты. Как правило, после установления соединения в таких системах серверы отключаются, а телефоны абонентов обмениваются голосовыми пакетами напрямую.

В России в настоящее время имеются подобные системы с технологиями Ethernet-IP и ATM.

Подавляющее большинство локальных сетей во всем мире реализует ту или иную разновидность технологии Ethernet (типовая структура сети с распределенной LAN-PBX на основе технологии Ethernet приведена на рис. 1). Однако если вам нужно срочно развернуть телефонную и компьютерную сеть в здании, где имеется только телефонная проводка, целесообразно остановиться на распределенных решениях для локальных сетей ATM. В этом случае обеспечивается высокое качество телефонной связи, однако производительность сети оказывается существенно ниже, чем при использовании Ethernet. При этом телефонные аппараты (аналоговые или цифровые — в зависимости от того, какая телефонная сеть реально установлена в здании) подключаются к сети непосредственно, а компьютерное сетевое оборудование — через ATM-модемы. Однако чаще всего ATM-корпоративного класса реализуются на проводке типа витой пары достаточно высокой категории, а выбор этой технологии диктуется структурой трафика передачи данных, голоса и видео.

Сеть с интегрированной коммуникационной системой

115-3Интегрированная коммуникационная система (иногда называемая интегрируемой LAN-PBX) объединяет в себе функции следующих устройств: LAN-коммутатор, IP маршрутизатор, сервер удаленного доступа, VoIP-шлюз и офисная АТС. В интегрированных коммуникационных системах (IP-PBX) коммутация построена в основном на базе PBX. При этом PBX дополняется, как правило, LAN-коммутатором и IP-маршрутизатором, поэтому она называется интегрированной коммуникационной системой. Коммутация соединений осуществляется телекоммуникационным сервером в соответствии со списком услуг, доступным для того или иного пользователя.

Основное достоинство таких систем по сравнению с распределенными состоит в большей функциональности, а с системами, основанными на модернизации существующих PBX путем установки дополнительных VoIP-шлюзов — также и в большей прозрачности.

Изделия данной категории в России представляются компаниями 3Com, Alcatel, Avaya, Samsung и Nortel Networks. За рубежом продаются также изделия таких небольших компаний, как Merlot Communications, Network Alchemy, Praxon и Vertical Networks. Структурная схема сети с интегрированной коммуникационной системой представлена на рис. 2.

Советы

Приступая к выбору аппаратно-программных решений по организации LAN-телефонии в своем офисе, имеет смысл руководствоваться следующими соображениями.

  • Если в вашем офисе уже развернуты Ethernet и телефонная сети, то у вас наверняка установлена PBX от авторитетного производителя. В этом случае целесообразно остановиться на промежуточном решении — приобрести IP-шлюз и установить его в PBX.
  • Если вы заняты освоением нового здания и установкой новой проводки, вам подойдет продвинутое распределенное решение или интегрированная коммуникационная система. Однако в пересчете на одно рабочее место это окажется, видимо, дороже, чем PBX с IP-шлюзом.
  • Интегрированная коммуникационная система предпочтительнее распределенного сетевого решения в том случае, если пользователи привыкли получать разнообразные телефонные сервисы, предоставляемые традиционными PBX (перевод вызовов, follow me, parking, pick-up, announcement и т. д. — всего около 200 функций). Распределенные LAN-PBX поддерживают лишь основные функции PBX (обычно 10-20, во всяком случае, не более 25 базовых функций), однако в ряде случаев этого недостаточно (например, в распределенных системах, как правило, отсутствует barge in — вторжение оператора в разговор). Кроме того, могут возникнуть проблемы при подключении к городской АТС с использованием специфических для России способов сигнализации.
  • Если вы уже остановились на наиболее подходящем решении, то при выборе поставщика следует учитывать такие факторы, как простота конфигурирования, возможность получать обновленное ПО, масштабируемость, разнообразие и полнота функций. Если главное — надежность и отказоустойчивость, то обратите особое внимание на возможность кластеризации оборудования, предоставляемую компанией Cisco Systems. Некоторые поставщики также применяют резервирование основных компонентов (например, в Alcatel OmniPCX 4400).
  • Если в вашей компании установлена корпоративная ATM-сеть, то возможности по выбору PBX резко сокращаются. Прежде чем выбрать конкретного поставщика , целесообразно проанализировать вышеприведенные факторы.
  • Даже когда принято решение о развертывании оборудования конкретной фирмы, не лишней будет возможность использовать телефонные LAN-аппараты разных производителей. Подавляющее большинство таких аппаратов считается совместимыми, однако это относится только к IP-аппаратам. На самом деле такую совместимость надо проверять на практике. Оборудование компании 3Com практически малосовместимо с телефонными аппаратами от других производителей.
  • Выбирая аппаратуру и ПО, следует учитывать такой фактор, как стоимость в расчете на одну линию или порт, включая стоимость телефонного аппарата. Анализ показал, что по этому показателю предлагаемые решения различаются существенно — от $110 (Samsung) до $1000 (Nortel Networks и Cisco Systems). Конкретное значение стоимости сильно зависит от комплектации и условий поставки, которые определяются контрактом.
  • Целесообразность перехода на активное использование IP-телефонии в корпоративных сетях ни у кого особых сомнений не вызывает. Однако, приобретая и развертывая корпоративную систему IP-телефонии, следует прежде всего задуматься над тем, для чего она вам нужна. Дело в том, что, оставляя одну проводку вместо двух, вы можете получить систему, обладающую меньшей надежностью, хотя и большей функциональностью. Поэтому заранее взвесьте все возможные последствия такого ответственного шага.

Стандарты и алгоритмы

При создании систем LAN-телефонии используются два базовых стандарта — H.323 и SIP. К настоящему времени наибольшее распространение получил стандарт H.323 МСЭ, при разработке которого стояла задача «приспособить» телефонное оборудование к работе в компьютерных сетях. Этот стандарт близок к традиционным системам сигнализации (с коммутацией каналов на основе протокола Q.931), поэтому он получил наибольшее распространение в системах, разработанных традиционными поставщиками телефонного оборудования. Он стал первым стандартным протоколом IP-телефонии.

Стандарт SIP был разработан проблемной группой IETF, он реализует более простой, интернетовский подход к сигнализации на основе HTTP. Поэтому его начали использовать именно те компании, которые традиционно выпускали оборудование для компьютерных сетей. Однако все прочат этому стандарту большое будущее в LAN-телефонии, поскольку он отражает основную тенденцию — «интернетизацию» электросвязи. На сегодняшний день SIP протокол стремительно распространяется, в том числе благодаря усилиям компании SIPNET. Некоторые функции, например конференц-связь, поддерживаются SIP-протоколом лучше, чем средствами H.323. Поэтому в настоящее время следует выбрать решение, поддерживающее оба эти протокола, а в будущем, возможно, стоит перейти на использование протокола SIP. Некоторые компании используют также свои собственные фирменные протоколы (например, Skinny Gateway Protocol компании Cisco Systems, который был открыт ею для использования другими фирмами).

Что касается алгоритмов кодирования голоса, то наиболее популярны обычная ИКМ без сжатия (G.711) и механизмы сжатия G.723 (5,3/6,3 Кбит/с) и G.729 (8 Кбит/с).

Телефонные аппараты

В настоящее время рабочее место сотрудника фирмы может быть оснащено голосовой связью одним из следующих способов:

  • Телефон для непосредственного подключения к розетке LAN. В случае, когда в LAN реализуется технология Ethernet, это цифровой Ethernet-телефон.
  • Мультимедийный персональный компьютер (с микрофоном и наушниками или динамиком), оснащенный телефонными функциями и подключенный к LAN. Недостаток такого оконечного устройства типичен для любого персонального компьютера — он, например, может «зависнуть» и связь будет прервана.
  • Обычный аналоговый телефонный аппарат, подключаемый к LAN.
    Часто LAN-телефоны называют IP-телефонами. Их не следует путать с системными телефонами — цифровыми телефонными аппаратами, выпускаемыми той же фирмой, что и остальное телефонное оборудование, или терминалом.

Наверх