Обратная связь | Горячая линия тех. поддержки
Аналитики IDC прогнозируют стремительный рост рынка услуг IP-телефонии в домашнем секторе в США. В России же, по мнению экспертов, для развития услуги VoIP есть существенные препятствия — недостаточно высокий уровень проникновения широкополосного доступа в интернет и существующие нормативные ограничения.
IDC считает технологию передачи голосовых сообщений через сеть — VoIP — важной настолько, чтобы в ближайшем будущем изменить сложившийся телекоммуникационный пейзаж. Рынок услуг VoIP находится все еще на начальной стадии развития, но в перспективе IDC предполагает интенсивный рост спроса на технологию. Так, IDC прогнозирует, что в течение следующих четырех лет абонентская база подписчиков этой услуги среди домашних пользователей в США вырастет почти в 4 раза: с 10,3 млн в 2006 году до 44 млн человек к 2010 году.
Последние прогнозы IDC говорят о том, что в 2010 году технология VoIP будет использоваться в 62% широкополосных подключений американских домохозяйств. Эти предположения основаны на анализе данных по росту уровня проникновения широкополосного доступа в дома, что дает возможность использовать альтернативные средства коммуникаций. Отметим, что в Америке практикуется установка абонентских комплектов «телефон плюс ADSL» прямо в жилом доме, к которому подведен высокоскоростной интернет-канал.
Мобильность, удобство и простота в использовании — факторы, которые, по мнению IDC, приведут к росту потребности в этой услуге среди частных потребителей. Возможность альтернативного телефонного обслуживания, объединенного с простой установкой и простыми требованиями к оборудованию, делает услугу VoIP дополнительным средством частной коммуникации. «Потенциальная возможность роста рынка огромна, — считают аналитики IDC, — это будет выгодно тем операторам, которые смогут быстро приспособиться к спросу на услуги VoIP, когда он станет массовым».
«Перспективы развития данного сегмента в первую очередь будут определяться ростом числа широкополосных подключений к интернету, — комментирует для CNews Борис Овчинников, аналитик J&P, — по нашим данным, сейчас в России менее 2 млн. домохозяйств, имеющих высокоскоростной доступ в интернет. К 2010 году мы прогнозируем рост подключенных по широкополосному доступу домохозяйств до 8–10 млн. Понятно, что на базе широкополосного доступа легко организуется подключение технологии VoIP (Voice over IP). Одним из частных приложений данной технологии является IP-телефония. Однако для распространения этой услуги на базе широкополосного доступа существует ряд ограничений. Первое связано с тем, что провайдеры этой услуги не смогут предложить более низкую абонентскую плату по сравнению с местными операторами, предоставляющими услуги фиксированной телефонной связи. Поэтому стоит предположить, что услуга IP-телефонии будет развиваться как «второй телефон» или использоваться только для междугородных и международных разговоров. С другой стороны, для самих операторов существуют нормативные барьеры, препятствующие активному распространению услуги. В соответствии с рядом подзаконных актов, принятых в рамках реализации Федерального закона «О связи», им необходимо получать соответствующую лицензию на предоставление VoIP-услуг».
«Рост абонентской базы пользователей услуги VoIP прямо пропорционален темпам развития широкополосного доступа, — считает Герман Мызовский, ведущий специалист компании Tario. — Как компания, которая специализируется только на предоставлении услуг IP-телефонии, мы ждем того момента, когда проникновение широкополосного доступа достигнет тех значений, при которых применение услуги VoIP станет массовым. По моей оценке, уровень проникновения широкополосного интернета в России сейчас составляет менее 1% российских домохозяйств. Исходя из этого, уровень проникновения VoIP я бы оценил в лучшем случае в 0,1%. Говоря о перспективах развития услуги, стоит заметить, что, возможно, еще два года IP-телефония будет восприниматься только как средство междугородной и международной связи. Потом придет время дополнить сеть, в которой передается голос, какими-то службами, способными помочь людям начать продуктивнее общаться друг с другом, минуя обычную телефонную сеть. Вот это и будет настоящий интернет-сервис, в котором от телефонии останется только голос. Пока нельзя точно сказать, насколько быстро это произойдет».
Напомним, что в секторе частных пользователей наблюдается стремительный рост широкополосных подключений: за 2005 год их количество в России увеличилось в 2,35 раза (более чем на 750 тысяч) и достигло 1335 тыс домохозяйств. Доля индивидуальных («домашних») подключений от общего количества широкополосных подключений увеличилась в 2005 г. с 64% до 75%; индивидуальные абоненты обеспечили более 80% роста рынка широкополосного доступа.